Сайт содержит Ява-апплеты и графику. Пожалуйста, не отключайте их просмотр
Главная   |   Карта сайта   |

Шведский военный корабль"Ваза"

Это было в Швеции, более трёхсот лет тому назад. Король Густав Адольф позвал корабельных дел мастеров и приказал им:

— Хочу, чтобы вы построили мне самый лучший в мире корабль. Пусть он будет самым быстрым, самым сильным — на нём должно быть много пушек — и ещё, что очень важно,— самым красивым.

 — Ваше величество, может быть, вам построить просто хороший корабль?—осторожно спросили мастера.

Но король так топнул на них ногой, что мастера разбежались и принялись поспешно строить корабль. Корабль получился именно таким, как требовал государь: у него были очень высокие мачты со множеством парусов, вдоль бортов стояло много пушек, а на носу и на корме возвышались тяжёлые, вырезанные из дерева фигуры богов и морских чудовищ. Назвали его — «Ваза». Корабль вышел в море и... перевернулся.

Хотя это произошло всего в миле от берега, ни одному члену экипажа спастись не удалось.

Нельзя быть сразу и самым быстрым, и самым сильным, и самым красивым! А ещё — королям надо слушать своих корабельщиков. Но погибший корабль ждала удивительная судьба. Прошло триста лет, корабль обнаружили водолазы, и кому-то в голову пришла мысль: а что, если поднять его?

Ведь на дне моря лежал единственный в мире совершенно неповреждённый корабль такого почтенного возраста! Сказано — сделано. После долгих трудов «Вазу» оторвали от грунта, подняли и отвели в порт.

Там, бережно укрепив специальными смолами прогнившие за три столетия доски. судно превратили в музей. А когда учёные и моряки внимательно осмотрели его, то всё стало ясно: «Ваза» не мог не опрокинуться — он был неправильно построен.

 И нос, и корма были украшены затейливыми деревянными фигурами — чудовища с рыбьими хвостами, орлы, поддерживающие царскую корону над головой рыцаря... И мачты, и паруса и пушки, и деревянные фигуры из дуба — всё было тяжёлым, высоко поднятым над водой. Вот отчего опрокинулся корабль.

 Чтобы судно было устойчивым, тяжести на нём должны быть расположены как можно ниже. Оттого грузовые пароходы и сейчас прячут свои самые большие грузы в трюм. А у «Вазы» и дубовые фигуры с медными украшениями, и тяжёлые паруса — всё это было поднято высоко-высоко.

Кроме того, строители допустили ещё одну ошибку: пушечные порты нижнего ряда (окна, через которые выставляются во время боя и стреляют пушки) были расположены над самой водой. Когда ветер надул паруса, корабль накренился, зачерпнул этими портами воду, а затем не смог вернуться в начальное положение и стремительно опрокинулся.

Нарушено было и ещё одно правило, которому должно отвечать каждое хорошо построенное судно: оно должно быть разделено внутри на водонепроницаемые части — отсеки. Увы! В те времена, когда шведские мастера строили «Вазу», об этом ещё даже не думали...

Длинная очередь экскурсантов с раннего утра вьётся по набережной. Люди со всех концов света приезжают, чтобы подняться по лестнице и вступить на палубу, по которой столько лет тому назад, услышав команду «Поднять якорь! Поднять паруса!», с топотом разбежались матросы. Матросы корабля, который плавал только один день.

Designed by Александр Гуринов


Используются технологии uCoz