Сайт содержит Ява-апплеты и графику. Пожалуйста, не отключайте их просмотр
Главная   |   Карта сайта   |

Первый линейный корабль русского военно-морского флота
Гото-Предестинация

27 апреля 1700 года на верфи Воронежского адмиралтейства в присутствии высших чинов государства и иностранных послов Петр I ударом топора перерубил задержники под корпусом 58-пушечного корабля «Предестинация». Под бой барабанов и пушечную пальбу новое судно плавно сошло со стапеля в воду.

Замысел постройки «Предестинации» возник у Петра в 1691 году по возвращении из Европы. В ту пору России был необходим мощный корабль, способный сражаться на Черном море с турками. Создание Азовского флота имело для России огромное политическое и историческое значение.

Это был поистине национальный подвиг страны: за одну зиму в 1500 километрах от моря в Воронеже был построен мощный флот. При его содействии русской армии удалось отвоевать часть Черноморского побережья у сильного и опытного неприятеля.

 Полученный опыт кораблестроения способствовал впоследствии быстрому созданию флота на Балтике — флота, без которого дальнейшее историческое и экономическое развитие Русского государства было немыслимо.

По классификации, принятой в то время в Европе, корабль с двумя батарейными палубами, несущий 58 крупнокалиберных пушек, соответствовал IV рангу. Таким и был линейный корабль «Предестинация».

 Петр решил строить корабль по русским чертежам силами российских кораблестроителей, не прибегая к помощи иностранцев. Судно было заложено 19 ноября 1698 года на верфи в Воронеже. По воле молодого царя его назвали «Гото Предестинация», что по латыни означает «Божье Предвидение».

Исторические материалы, дошедшие до нашего времени, свидетельствуют, что чертежи корабля делал сам Петр. Известно, что он был искусным и талантливым кораблестроителем. Еще будучи в Голландии и Англии в 1697—1698 годах, он изумлял своих учителей обширными познаниями в науке судостроения.

Сохранился аттестат, выданный Петру Михайлову (Петру I) мастером Амстердамской верфи ост-Индийской компании Классом Полем. В нем сказано, что корабельную архитектуру и черчение планов кораблей он изучил и знает не хуже, чем его учителя, работавшие многие годы на этой прославленной верфи.

В проект корабля царь внес немало оригинальных новинок. Большая кривизна бархоутов и их повышенная прочность послужили прообразом будущих диагональных связей набора корпуса. Об этом упоминает известный русский строитель парусных линейных кораблей XIX века А. Попов.

Одним из главных новшеств корабля был киль, состоявший из двух брусьев, скрепленных подвижными ершами, что давало важное преимущество при касании грунта или посадке на мель: такой киль мог оторваться от набора, не вызывая течи в корпусе корабля. В иностранных флотах нечто подобное появилось только через 160 лет.

Судя по отзывам современников, «Предестинация» обладала превосходной остойчивостью и ходкостью, чему во многом способствовали плавные обводы корпуса, образованные хорошо продуманной формой шпангоутов. Корабль легко всходил на волну.

Размеры корабля составляли: длина — 36 м, ширина — 9,5 м, глубина трюма —3 м. Строительство «Предестинации» под наблюдением русских корабельных мастеров Скляева и Верещагина велось из хорошо просушенного отборного леса, потому корабль получился прочным и долговечным: он прослужил в Азовском флоте более десяти лет и после этого еще долгие годы находился в прекрасном состоянии.

Вот дословное свидетельство современника Петра I, голландского резидента в России ван дер Гульста, который сообщал в Гаагу:

«Будучи в Воронеже, мы видели спуск на воду очень красивого корабля, построенного царем с помощью русских мастеров. Ни один иностранный мастер не приложил руки к этому делу».

Корпус корабля был охристого цвета с двумя голубыми полосами. Крышки пушечных портов, обрамленные золочеными венками, изнутри были покрашены в огненно-красный цвет. Резьба на носу и корме корабля была золоченая. Особым богатством декоративного оформления отличалась корма. Она имела центрическую композицию, подчеркнутую овальным щитом с изображением апостола Петра. Вокруг щита размещались аллегорические фигуры амуров с дельфинами.

Создание «Предестинацни» можно считать важнейшим этапом в истории русского декоративно-прикладного искусства. Флагман русского флота на Азовском море «Предестинация» вместе с другими кораблями в течение десяти лет сковывал враждебные действия Турции против России.

Снаряженная для плавания вокруг Европы, «Предестинация» получила инструкцию Апраксина: «Спешить, но не избегать врага, поступать военным манером с пиратами Средиземного моря, чтобы чести флага не уронить». Турки отказались пропустить русские суда через укрепления Керчи и Босфора, и с разрешения Петра Апраксин счел выгодным продать им «Предестинацию» и часть судов Азовского военного флота за назначенную сумму.

И.Иванов А.Константинов

Журнал «Моделист конструктор» №8-9 1981 год.

Designed by Александр Гуринов


Используются технологии uCoz